Приятная новость для абитуриентов: на Приборостроительном /КТУР/ факультете на кафедре «
– доктором технических наук, профессором, проректором ЮУрГУ, членом-корреспондентом академии электротехнических наук Российской Федерации, Лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых, и задали ему несколько вопросов о новом направлении.
А.Р.: Само название мехатроника получено комбинацией слов "МЕХАника" и "ЭлекТРОНИКА". Объединение этих понятий в едином словосочетании означает
интеграцию знаний в соответствующих областях науки и техники, которая позволила совершить качественный скачок в создании техники новых поколений и производстве новейших видов систем и оборудования. Так что мехатроника – «дань» интеграции механики и электроники. В общих чертах термину “Мехатроника” можно дать следующее определение: это область науки и техники, основанная на системном объединении узлов точной механики, электротехники, электроники, микропроцессорной техники, различных источников энергии, исполнительных электро-, гидро- и пневмоприводов, а также интеллектуального управления ими, ориентированная на создание и эксплуатацию агрегатов современных автоматизированных производственных систем.
- Какова главная цель мехатроники?
А.Р.: Создание и внедрение в практику мехатронных систем. Мехатронная система - это единый комплекс электромеханических, электрогидравлических, электронных элементов и средств вычислительной техники, между которыми осуществляется постоянный динамически меняющийся обмен энергией и информацией, объединенный общей системой автоматического управления, обладающей элементами искусственного интеллекта.
-В каких отраслях необходимы сегодня мехатронные системы и роботы?
А.Р.: Объемы мирового производства мехатронных устройств ежегодно увеличиваются, охватывая все новые сферы, такие, как: авиационная, космическая и военная техника; автомобилестроение (бортовые компьютеры, АБС тормозов, системы стабилизации движения, мехатронное сцепление и др.); робототехника (промышленная и специальная; сервисные, игровые, тренажёрные роботы и др); станкостроение и оборудование для автоматизации технологических процессов; компьютерная и офисная техника; фото- и видеотехника, бытовая техника; системы видеонаблюдения; контрольно-измерительные устройства; медицинское оборудование (реабилитационное, клиническое и др.); микромашины (для медицины, биотехнологии, средств телекоммуникации) и др.
- В чем, по сравнению с другими, заключается специфика нового направления -15.03.06 «Мехатроника и робототехника»?
А.Р.: Особенность обучения по направлению в сравнении с машиностроительными, технологическими и другими направлениями заключается в том, что это
междисциплинарная подготовка выпускников. Она включает элементы подготовки инженера-механика, инженера по автоматическому управлению различными объектами и процессами, инженера-электроника, специалиста по вычислительной технике и технологии, инженера-приборостроителя.
- Что изучают студенты этого направления?
А.Р.: Студенты этого направления изучают научные основы промышленной робототехники и систем, построенных на основе микропроцессорной техники и предназначенных для автоматизации сложных технологических процессов и операций, а также для замены человека при выполнении различных видов тяжелых, утомительных и опасных работ, включая экстремальные условия. Учебным планом предусмотрено изучение следующих дисциплин:
1) общепрофессиональные дисциплины: начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика, метрология, стандартизация и сертификация, безопасность жизнедеятельности;
2) модуль дисциплин «Механика»: теоретическая механика, прикладная механика, детали мехатронных модулей и роботов;
3) модуль гидравлика и гидроавтоматика – физические основы гидравлики, гидравлические и пневматические средства автоматики, пропорциональная гидро- и пневмоавтоматика;
4) модуль «Электротехника и электромеханика»: электротехника, электрические машины и аппараты;
5) модуль «Электроника»: физические основы электроники, электронные устройства мехатронных и робототехнических систем, силовая электроника, микропроцессорная техника в мехатронике и робототехнике;
6) модуль «Теория управления и автоматика»: теория автоматического управления, автоматизация типовых технологических процессов (по отраслям);
7) профильные дисциплины: основы мехатроники робототехники, электрические и гидравлические приводы мехатронных и робототехнических систем, конструирование и проектирование мехатронных модулей, мехатронные системы в автоматизированном производстве;
8) цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: история, философия, экономика, правоведение, психология, политология, социология, культурология, иностранный язык;
9) цикл естественнонаучных дисциплин: математика, физика, химия, экология, материаловедение.
- Перечисленные дисциплины охватывают достаточно широкий диапазон профессиональных качеств. На какую область техники все-таки в большей степени сориентирована данная специальность в ЮУрГУ: на механику, гидравлику, электропривод или электронику с программированием?
А.Р.: Образовательная программа направления подготовки «Мехатроника и робототехника», реализуемая на Приборостроительном факультете, в первую очередь ориентирована на изучение приводов (электро-, гидро-), их систем управления и систем автоматизации современных роботизированных технологических линий и промышленных мехатронных модулей.
- Куда пойдут работать выпускники направления "Мехатроника и робототехника"?
А.Р.: Выпускники направления подготовки "Мехатроника и робототехника" имеют возможность трудоустройства в современных инжиниринговых компаниях и высокотехнологичных производственных предприятиях, в том числе в оборонной промышленности, машиностроении, энергетике, металлургии, транспорте, автомобилестроении, где осуществляется проектирование, производство, наладка и эксплуатация современного роботизированного оборудования.
- Почему в ЮУрГУ было решено открыть это направление?
А.Р.: Мехатроника и робототехника - профессия XXI века! Это одно из новейших инженерных направлений в мире, которое, по данным ЮНЕСКО, входит в десятку самых перспективных и востребованных. А ЮУрГУ – национальный исследовательский университет, призванный готовить кадры для инновационной экономики России, а значит - владеющие самыми передовыми технологиями.
- Что будут уметь делать выпускники этого направления?
А.Р.: Перечень их профессиональных компетенций широк. Они будут способны:
• Оценивать актуальность, перспективность и значимость объектов проектирования в мехатронике и робототехнике;
• Разрабатывать макеты информационных, электромеханических, электрогидравлических, электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем (заводские станки с программным управлением, беспилотные транспортные средства, современная офисная техника; роботы для промышленной, строительной, авиационной, космической, подводной, военной отраслей, а также роботы, помогающие по хозяйству);
• Разрабатывать программное обеспечение для управления мехатронными и робототехническими системами;
• Составлять конструкторские проектные документы для изготовления отдельных механических деталей мехатронных систем и роботов;
• Разрабатывать конструкторские проектные документы электрических и электронных узлов мехатронных систем и роботов, их электрических схем, печатные плат, схем размещения и соединения;
• Разрабатывать технологические процессы изготовления, сборки и испытания проектируемой техники;
• Контролировать соответствие разрабатываемых проектов стандартам и другим нормативным документам;
• Принимать участие в составлении патентных и лицензионных паспортов на новейшие изобретения;
• Проводить отладку и модернизацию мехатронных и робототехнических систем, их перепрограммирование и обучение;
• Подготавливать инструкции по использованию технического оборудования и программного обеспечения и т.д. И даже свободно разговаривать на одном из иностранных языков!
- Требуется ли специальное оборудование для обучения столь сложным технологиям создания мехатронных систем и роботов?
А.Р.: Безусловно! Для проведения занятий используется лабораторная база Приборостроительного, Энергетического, Аэрокосмического и других технических факультетов университета. Для реализации данного образовательного направления в ЮУрГУ приобретено самое современное оборудование, специализированное программное обеспечение и т.д.